Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst  Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst  Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst  Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst  Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst  Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst  Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst  Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst  Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst  Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst

«ИНЦИДЕНТ ПРИ ЯНГСТЕ»
(Yangtse Incident: The Story of H.M.S. Amethyst)

Великобритания, 1957, 113 мин., ч/б, «Wilcox-Neagle/Everest Pictures»
Режиссер Майкл Андерсон, композитор Лейтон Лукас
В ролях Уилльям Хартнелл, Ричард Тодд, Дональд Хьюстон, Аким Тамирофф, Йан Бэннен

19 апреля 1949 года корабль британского королевского военно-морского флота «Аметист» поднимается вверх по реке Янцзы по пути в Нанкин, китайскую столицу, чтобы доставить припасы в Британское посольство. Внезапно, без предупреждения, береговые батареи Народно-освободительной армии (НОАК) открывают огонь, и после тяжелого боя «Аметист» оказывается сильно поврежден. Корабль «Конкорд» пытается отбуксировать «Аметист» от берега, но сам несколько раз попадает под удар и вынужден уйти. Еще одна попытка спасения двумя другими кораблями также проваливается. Пятьдесят четыре члена экипажа «Аметиста» мертвы, умирают или серьезно ранены, в то время как другие страдают от тропической жары и отсутствия необходимых лекарств, включая капитана корабля, который умирает от своих ран. Попытка эвакуировать раненых увенчалась лишь частичным успехом. Офицерам «Аметиста» стало известно, что два унтер-офицера захвачены НОАК и содержатся в ближайшем военном госпитале. Лейтенант-коммандер Джон Керанс, военно-морской атташе в соседнем Нанкине, получает приказ отправиться на осажденный корабль и принять командование. Керанс решает рискнуть и спуститься вниз по Янцзы ночью без лоцмана и подходящих карт. Однако, прежде чем они смогут уйти, местный коммунистический чиновник полковник Пэн вступает в контакт с «Аметистом» и на встрече между старшими офицерами ясно дает понять свою позицию: либо британское правительство приносит извинения, принимая на себя всю ответственность за весь инцидент, либо «Аметист» останется его пленником. Точно так же он не позволит двум раненым морякам уйти, если они не дадут ему показаний, объявляющих британцев преступниками, что они отказываются делать. Керанс отклоняет его требования, но способен манипулировать Пенгом, чтобы освободить младших офицеров. Тем временем, по мере продвижения переговоров он чинит корабль и восстанавливает его двигатели. После некоторых изменений в очертаниях корабля, чтобы попытаться замаскировать его, «Аметист» вытаскивает якорь и направляется вниз по реке в темноте вслед за местным торговым судном, которое «Аметист» использует, чтобы тот показывал путь через отмели и отвлекал НОАК. Когда береговые батареи, наконец, замечают уходящий вниз по реке фрегат, торговый корабль принимает на себя основной удар артиллерии НОАК и загорается, в то время как «Аметист» мчится вперед на максимальной скорости. Столкнувшись с препятствием на реке в виде нескольких затонувших кораблей и не имея надлежащего оборудования для определения безопасного курса, Керанс использует интуицию и удачу, чтобы проскользнуть через него, прежде чем добраться до пушек и прожекторов Вусуна. После того, как корабль обнаруживают, «Аметист» вынужден вступить в длительный бой с батареями НОАК. На рассвете «Аметист», наконец, достигает открытого океана, где его приветствует «Конкорд» с сообщением «никогда еще ни один корабль не был так желанен». Он также посылает сигнал в штаб: «соединились с флотом к югу от Вусуна. Серьезных повреждений нет. Обошлось без жертв. Боже, храни короля!»…
Инцидент с «Аметистом», также известный как инцидент с Янцзы, был историческим событием, в котором участвовали корабли королевского флота «Аметист», «Конкорд», «Лондон» и «Черный лебедь» на реке Янцзы в течение трех месяцев во время гражданской войны в Китае летом 1949 года. 20 апреля 1949 года «Аметист» под командованием лейтенанта-коммандера Бернарда Скиннера направлялся из Шанхая в Нанкин, чтобы заменить «Конкорд», который стоял в качестве сторожевого корабля для британского посольства там во время гражданской войны в Китае между националистической гоминьдановской Республикой Китай и Китайской коммунистической партией. По данным королевского Военно-Морского флота, в 8.30 утра после залпа стрелкового оружия, полевая артиллерийская батарея Народно-освободительной армии (НОАК) на северном берегу реки выпустила залп из десяти снарядов, чтобы предупредить корабль держаться подальше от зоны боевых действий. Залп прошел далеко от корабля, и предполагалось, что это часть регулярной бомбардировки националистических сил на южном берегу. Поэтому «Аметист» проигнорировал предупреждение и продолжал плыть к Нанкину. Скорость была увеличена, и большие флаги Союза были развернуты по обе стороны корабля, после чего больше не было стрельбы из этой батареи. В 09.30, когда фрегат приблизился к Киангьину выше по реке, он попал под непрерывный огонь второй батареи Народно-освободительной армии, поскольку НОАК считала, что фрегат нарушил предупреждение держаться подальше от зоны боевых действий. Кроме того, НОАК могла подумать, что «Аметист» может открыть огонь, и поэтому открыла огонь, не получив входящего огня. Первый снаряд пролетел над кораблем. Затем мостик, рулевая рубка и отсек малой мощности были поражены в быстрой последовательности, лейтенант-коммандер Скиннер был смертельно ранен, а весь персонал мостика был выведен из строя. Рулевой на штурвале, ведущий матрос Лесли Фрэнк, был серьезно ранен, и в результате корабль накренился на левый борт и пристал к берегу. Прежде чем корабль подошел к берегу, был отдан приказ открыть огонь, но когда стрелок нажал на спусковой крючок, ничего не произошло, потому что огневые цепи были отключены, когда был поражен отсек с энергопотреблением. Первый лейтенант Джеффри Уэстон принял командование судном, хотя и сам был ранен. Снаряды НОАК взорвались в лазарете, машинном отделении левого борта и, наконец, в генераторе сразу после последней радиопередачи раненого Уэстона: «Под сильным огнем. Нахожусь на мели в позиции 31.10 Север 119.20 Восток. Большое количество жертв». Был отдан приказ вести огонь на местном уровне, причем каждая башня стреляла независимо, но «Аметист» подошел к берегу таким образом, что ни одна из двух передних орудийных башен не могла направить свои орудия на батареи НОАК, оставив единственную кормовую башню для ответного огня. Эта башня вскоре была подбита и выведена из строя. Ни одно из орудий ближнего боя не могло быть применено к батареям НОАК. Береговые батареи продолжали обстреливать «Аметист», нанося все больший ущерб и вызывая все больше жертв на борту. Где-то между 10.00 и 10.30 Уэстон приказал немедленно эвакуировать на берег всех, кого можно было спасти. Для доставки людей на короткое расстояние к берегу была нанята лодка, и несколько человек поплыли к берегу. Батареи переключили огонь на эвакуируемых людей, и дальнейшая эвакуация была прекращена. Пятьдесят девять рядовых и четверо китайцев добрались до контролируемого Гоминьданом южного берега, но двое мужчин утонули, когда плыли к берегу. К тем, кто выжил, присоединились тяжелораненые с корабля, которые были переправлены сампаном при содействии китайских националистов на следующий день. Моряки были доставлены в миссионерскую больницу в Киангине, где их встретила группа из британского посольства в Нанкине и посадила на поезд до Шанхая. На борту оставалось около 60 человек, которые не пострадали. Обстрел прекратился, но никто не мог двигаться, не привлекая внимания снайперов НОАК. К тому времени, когда обстрел прекратился около 11.00, 22 человека были убиты и 31 ранен. «Аметист» получил более 50 попаданий, а пробоины ниже ватерлинии были заткнуты гамаками и постельными принадлежностями. Флаг-офицер, второй по старшинству на Дальневосточной станции, приказал эсминцу «Конкорд» (капитан Робертсон) идти из Нанкина на помощь «Аметисту», а фрегату «Черный лебедь» (капитан Джей)-из Шанхая в Киангин, в 40 милях вниз по реке от «Аметиста». Был замечен эсминец «Конкорд» с семью белыми знаменами и тремя флагами Союза, шедший из Нанкина со скоростью 29 узлов. Корабль добрался до «Аметиста» около трех часов дня и был немедленно обстрелян. Он обнаружил, что огонь слишком сильный, чтобы приблизиться к «Аметисту», и поэтому быстро прошел мимо него вниз по реке. «Конкорд» развернулась двумя милями ниже и снова закрыл «Аметист», чтобы взять его на буксир, но снова попал под такой сильный огонь, что был вынужден отказаться от этой попытки. Хотя «Конкорд» ответил береговым батареям своим полным вооружением (114 мм. орудия) и вскоре подал сигнал, что он заставил замолчать большую часть противника. Через полчаса сигналы прекратились, хотя «Конкорд» предпринял вторую попытку взять «Аметист» на буксир, снова повернув вниз по течению. Эта попытка также потерпела неудачу, и «Конкорд» получил дальнейшие повреждения и потери, во время которых было затронуто его рулевое управление. Поэтому «Конкорду» пришлось продолжать движение вниз по течению из района обстрела с 10 убитыми и 23 ранеными. «Аметист» был вновь спущен на воду сразу после полуночи 21 апреля, после того как корабль был облегчен, и он двинулся вверх по реке. Помощник британского военно-морского атташе, капитан-лейтенант Джон Керанс, присоединился к кораблю 22 апреля после того, как он имел дело со всеми ранеными и невредимыми людьми, которые были отправлены на берег. В тот же день он принял командование кораблем. В течение следующих нескольких дней «Аметист» несколько раз двигался вперед, но каждый раз, когда он выходил в море, батареи открывали по нему огонь, и корабль был вынужден бросить якорь. 21 апреля был получен сигнал: «Корабли «Лондон» и «Черный лебедь» движутся вверх по реке, чтобы сопровождать «Аметист» вниз по течению. Будьте готовы к переезду». Крейсер «Лондон» и фрегат «Черный лебедь» были сильно обстреляны, когда они попытались помочь «Аметисту» и отступили с 3 убитыми и 14 ранеными. 30 апреля 1949 года китайские коммунисты потребовали, чтобы Великобритания, Соединенные Штаты и Франция быстро вывели свои вооруженные силы из любой части Китая. Во время переговоров коммунисты настаивали на том, что британский корабль выстрелил первым. Но, в конце концов, в 1988 году командующий НОАК Е Фэй признал, что первыми выстрелили его войска, думая, что это была американская военно-морская интервенция. «Аметист» оставался под охраной НОАК в течение десяти недель, а жизненно важные припасы на корабле были арестованы. Переговоры зашли в тупик, потому что Керанс не согласился с требованием китайского представителя Кан Юйшао признать, что британское государство незаконно вторглось в китайские национальные воды. КПК настаивала на том, что «Аметист» незаконно плавает по реке Янцзы. 30 июля 1949 года «Аметист» поднял якорь и направилась вниз по реке в темноте, начав 167-километровый рывок к свободе. Плывущий под огнем пушек на обоих берегах реки, он следовал за пассажирским кораблем «Кианг Линг Либерейшн» (перевозившим китайских беженцев) в надежде, что наблюдатели на берегу запутаются и не увидят «Аметист» в темноте. Когда батарея открыла огонь, тот был направлен на «Кианга», который был потоплен огнем с большими жертвами среди гражданского населения. В 05.00 часов 31 июля «Аметист» приблизился к фортам НОАК в Пар-Шане и Усуне, которые своими прожекторами прочесывали реку. В 05.25 состоялась плановая встреча с эсминцем «Конкорд». В этот момент «Аметист» послал сигнал: «Соединились с флотом к югу от Усуна. Никаких повреждений. Обошлось без жертв. Боже, храни короля». «Конкорду» было приказано приготовиться оказать артиллерийскую поддержку «Аметисту», если она попадет под огонь береговых батарей в Усуне. Чтобы добиться этого, он ночью двинулся вверх по Янцзы, на боевые посты. К счастью для британцев, «Аметист» не был замечен береговыми батареями. Оба корабля затем продолжили движение вниз по реке, пока в 07.15 не снялись с боевых постов и, очистив устье реки, не прибыли к Седловым островам в 12.00, чтобы бросить якорь и переправить на борт столь необходимую нефть и запасы. После недолгого стояния на якоре «Конкорд» одолжил матросов «Аметисту», чтобы заполнить пробелы в судовой компании, и оба корабля отплыли в Гонконг. На следующий день крейсер «Ямайка» и эсминец «Казак» взяли на себя эскорт и проследовали в Гонконг. «Конкорд» был отправлен в Японию после того, как дал клятву хранить тайну. Впоследствии «Аметист» получил поздравительное послание от короля Георга VI: «Пожалуйста, передайте командиру и корабельной роте его величества мои сердечные поздравления с их дерзким подвигом воссоединиться с флотом. Мужество, мастерство и решимость, проявленные всеми на борту, заслуживают моей самой высокой оценки». Будущий губернатор Гонконга Эдвард Юд был сотрудником Британского посольства в Нанкине. С большим риском для себя он проник в ряды китайских коммунистов в попытке договориться об освобождении «Аметиста». Его переговоры ни к чему не привели. Позже Юд за свои действия был произведен в члены Ордена Британской империи. У «Аметиста» был корабельный кот по имени Саймон, который был серьезно ранен во время этого события. Получив медицинскую помощь, он выздоровел и продолжал выполнять свои обязанности по ловле крыс, защите истощающихся запасов продовольствия во время 101-дневной осады и помогал поднять боевой дух выживших моряков. Саймон умер вскоре после возвращения в Великобританию, посмертно награжден медалью Дикина (иногда называемой «Крестом Виктории животных»). Он остается единственным котом, удостоенным такой чести.
В начале фильма показан настоящий корабль «Аметист». Но постановщики спецэффекты не рассчитали со взрывчаткой, так что взрыв в реальности пробил дыру ив броне и затопил моторное отделение. Моряки шутили, что во время съемок корабль получил повреждений больше, чем во время боевых сражений. Сам корабль до начала съемок стоял на складе. В США картина вышла в прокате вместе с картиной «Кровь на Луне» с Робертом Митчумом в главной роли. Реальный единственный телеграфист на корабле был Джек Френч. Он умер а 2011 году в 84-летнем возрасте. Во время осады корабля он 6 дней провел на посту без сна. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь».