The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler  The Hustler

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

The Hustler

«БИЛЬЯРДИСТ»
(The Hustler)

США, 1961, 134 мин., ч/б, «20th Century Fox»
Режиссер, сценарист и продюсер Роберт Россен, композитор Кеньон Хопкинс
В ролях Пол Ньюман, Пайпер Лори, Джеки Глисон, Джордж Скотт, Мюррей Хэмилтон, Майкл Константен

Молодой талантливый бильярдист Эдди Фелсон по прозвищу «Быстрый Эдди» на пару со своим старым приятелем Чарли Бернсом разводит неопытных и чересчур заносчивых игроков. У обоих нет постоянной крыши над головой. Эдди устал от жалкой бродячей жизни. Его мечта-поехать в Нью-Йорк и бросить вызов тамошнему чемпиону Миннесотскому Толстяку. Их партия-марафон продлится 40 часов. К исходу 25-го часа Эдди выигрывает 18 000 долларов. Но он хочет, чтобы Толстяк признал себя побежденным. Эдди начинает пить, срывается и теряет все, что успел выиграть. Напарник Эдди, призывавший его остановиться на пике, приходит в ярость. Эдди расстается с ним навсегда. На вокзале он знакомится с одинокой девушкой Сарой Паккард, хромой алкоголичкой. В свободное время Сара пишет рассказы. Она становится его любовницей. Берт Гордон, профессиональный игрок, во время партии с Толстяком назвавший Эдди «прирожденным неудачником», тем не менее, хочет дать ему ссуду, но при условии, что Эдди будет отдавать ему 75 % доходов, если они вообще будут. Эдди отказывается. В притоне он разводит очередного пылкого зазнайку и не может удержаться от удовольствия и не проучить его как следует. После партии друзья проигравшего ломают Эдди пальцы. Сара помогает ему пройти через это испытание, и, едва заживают руки, Эдди соглашается на предложение Гордона. Тот везет его в Луисвилль, штат Кентукки, где знакомит с Финдли, богатым наследником табачной фабрики, который якшается с бильярдистами. Эдди выкачивает из Финдли немало денег. Сара уговорила Эдди взять ее с собой. Гордон хочет убрать Сару с дороги, чтобы не мешала подопечному работать, и при необходимости-как следует ее унизить. Сара в порыве саморазрушения отдается Гордону и сводит счеты с жизнью. Эдди мучает совесть, поскольку он винит себя в гибели Сары, которую любил. Он хочет защитить свою честь, одержав решающую победу над Миннесотским Толстяком. Ярость и отчаяние придают ему силы для победы. Но он отказывается отдать Гордону условленную долю. Эдди грозит убить Гордона, если тот предпримет что-то против него. Гордон отказывается от доли при условии, что ноги Эдди никогда больше не будет в бильярдном зале…
Если попытаться подвести итог творчеству Робберта Россена (десять фильмов и полтора десятка сценариев), оно, несомненно, покажется нам неоконченным, не оправдавшим надежд, неудачным, но временами весьма увлекательным. В этом Россен странным образом похож на своих героев. В смысле чистого успеха достижения Россена-сценариста (его перу принадлежат такие шедевры экранизации, как «Морской волк» и «Странная любовь Марты Иверс»), кажется, затмили его режиссерскую карьеру. Хотя его несколько тяжеловесная политическая притча «Вся королевская рать» (1949) всегда пользовалась заслуженным успехом, подлинный контакт с широкой публикой он наладил лишь благодаря этой картине. Этот фильм (как и большая часть картин Россена) раскрывает типично американскую тему успеха. В США ей придают патологически большое значение. Россен раскрывает ее через сложного персонажа, «неудачника». Под «неудачником» Россен в данном случае понимает талантливого человека, которому не хватает силы воли и характера, чтобы максимально реализовать талант, что вынуждает его прятаться за разными отговорками (пьянство, усталость). Фильм выводит уравнение: успех-это талант плюс характер. По сюжету характер героя закаляется в боли и угрызениях совести. Но фильм окружен двусмысленностью, которая не всегда кажется намеренной. С одной стороны, фильм прославляет силу воли и решительность и внушает зрителю осторожный оптимизм (Ньюман выходит из испытаний, став сильнее); с другой стороны, он явно отмечен влиянием безысходного фатализма голливудского кино сороковых годов, в особенности-фильмов-noir. Поэтому относительно положительный финал похождений героя Ньюмана совсем не кажется убедительным. С другой стороны, Россен сохраняет критический взгляд на само понятие успеха и полагает, что «победители»-люди, одержимые успехом (а, следовательно, и властью над другими)-часто оказываются «извращенцами, психами, инвалидами» и по этой причине имеют право на сочувствие с его стороны. Этот аспект размышлений Россена заключен в образе симпатичной героини Пайпер Лори, крайне важной для сюжета. Она сделана из того же теста, что и герой Ньюмана, но более трезвомысляща, пессимистична и ранима. Наконец, картина стремится обособиться от жанрового кино пятидесятых годов, описывая среду не в реалистически-социальном контексте, а, скорее, как символ, нравственно и философски отражающий человеческую природу. Тенденция эта, вынудившая Россена лишить повествование доброй части событий и внутренней динамики, тоже осталась неоднозначной, незавершенной и не вполне убедительной, поскольку лента все-таки остается в первую очередь фильмом о бильярде, и именно предмету изображения он обязан своим успехом у публики. В конечном счете, неясно, что больше предопределило успех-относительная смелость Россена (попытки оторваться от жанрового кино пятидесятых) или его не менее относительная осторожность: в самом деле, Эту ленту ни в коем случае нельзя назвать революционной картиной. Стремление фильма к символизму и абстракции очень удачно уравновешено мощной актерской игрой (Ньюман, Джеки Глисон, Джордж Скотт, Мэрри Хэмилтон, Пайпер Лори), благодаря которой персонажи приобретают большую выразительность и всегда твердо стоят на земле. Ремейк-продолжение фильма снят Мартином Скорсезе под названием «Цвет денег» (1986). Это очень вольная экранизация второго романа Уолтера Тевиса 1984 года о Фелсоне. Пол Ньюман играет все того же персонажа, постаревшего на 25 лет. В руках Скорсезе фильм превратился в совершенно незначительную, но временами комичную историю о нравоучительном и ностальгирующем папаше, который изо всех сил пытается научить жизни третьесортного задаваку. Вторая часть фильма, где Ньюман снова берет в руки кий, желая узнать, сможет ли ученик одолеть его, совершенно бессмысленна. Подлинная тема фильма-уже не афера, а понты, и тема эта, безусловно, очень близка Скорсезе, самому показушному режиссеру своего поколения. Женских персонажей слишком много на экране, и при этом они совершенно не запоминаются. В эпизоде первого поединка между Эдди и Толстяком появляется настоящий 14-кратный чемпион мира (1941-1957) по бильярду Вилли Москони, который исполнил самый сложный удар по шарам в фильме. Интересно, что все остальные удары в фильме сделали сами актеры: Пол Ньюман (он раньше вообще не держал кий в руках) и Джеки Глисон (с юности увлекавшийся бильярдом). В картине также засветился знаменитый боксер Джейк Ла Мотта. Первоначально Пол Ньюман отказался от роли, так как должен был сниматься в картине «Двое на качелях» (1962) вместе с Элизабет Тейлор. Но актриса задержалась на съемках «Клеопатры» (1960), поэтому Ньюман оказался свободен. Кстати, в фильме «Двое на качелях» в итоге снялись Роберт Митчум и Ширли Маклейн. Главную роль отклонил Джек Леммон, а Клифф Робертсон завалил пробы. Главную женскую роль отклонила Ким Новак («Головокружение», 1958; «Зеркало треснуло», 1980). После выхода картины в прокат в США наметилось резкое увеличение популярности бильярда. Одно время романом Уолтера Тевиса интересовался Фрэнк Синатра. Интересно, что режиссер Роберт Россен в молодости сам был очень сильным игроком в бильярд. Съемки прошли в Нью-Йорке в течение шести недель. Закрытую премьеру картины посетил Ричард Бартон. Ему очень понравился фильм, что подтолкнуло продюсеров студии «20th Century Fox» начать активную рекламную компанию картины. Джордж Скотт проиграл «Оскар» актеру Джорджу Чакирису за роль в картине «Вестсайдская история». Так как выяснилось, что за этим присуждением стояли политические мотивы, у Джорджа Скотта началась многолетняя война с киноакадемией США, вылившаяся в то, что актер отказался принять «Оскар» за свою роль в картине «Паттон» (1970). Последний фильм Пайпер Лори перед 15-летним перерывом: следующую роль в кино она сыграла в фильме Брайана Де Пальмы «Кэрри» (1976), где получила свою вторую номинация на «Оскар». Несмотря на то, что Джеки Глисон указан в титрах вторым, он находится на экране всего 20 минут. Пол Ньюман согласился на роль, прочитав лишь половину сценария. Картина получила «Оскар» за лучшее художественное оформление и операторскую работу, а номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий, актера и актрису (Пол Ньюман и Пайпер Лори), актера второго плана (Джеки Глисон и Джордж Скотт) и как лучший фильм года. Также картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшего актера (Ньюман) и актера второго плана (Глисон и Скотт). На кинофестивале в Мар-дель-Плате Пол Ньюман был признан лучшим актером. В 1997 году картина была внесена на хранение в медиотеку при конгрессе США. Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшего иностранного актера (Ньюман) и как лучшему фильму года, а номинировала за лучшую иностранную актрису (Лори).