Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ПАПА ИОАННА»
(Pope Joan)

Великобритания, 1972, 132 мин., «Big City/Command Production Establishment/Roadshow Productions»
Режиссер Майкл Андерсон, сценарист Джон Брайли
В ролях Лив Ульман, Джереми Кемп, Наташа Николеску, Лесли Энн Даун, Оливия Де Хавилланд, Патрик Маги, Андре Морелль, Питер Арне, Джордж Инс

В тайных хранилищах Ватикана сокрыта история запрещенной страсти и интриги, державшаяся в секрете Католической церковью более тысячи лет. Хотя официально Ватикан до сих пор не признал того факта, что два года на святом престоле пребывала женщина, легенды об этом бытуют до сих пор. Год 814 от Рождества Христова. 28 января умирает Карл Великий, в тот же день рождается Иоанна-страстная натура, умевшая любить, рисковать и побеждать…
Папесса Иоанна-легендарная личность, женщина, якобы занимавшая папский престол под именем Иоанн VIII, между Львом IV (умер в 855) и Бенедиктом III (умер в 858) (в действительности папой в 855-858 был Бенедикт III). В принятом в настоящее время списке римских пап имя Иоанн VIII носил реальный папа, правивший несколько позже-в 872-882. Согласно легенде, впервые записанной Мартином Опавским в «Хронике пап и императоров» (1278) и пересказанной Птолемеем из Лукки в «Новой истории церкви» (1317), Иоанна (Джоанна) была дочерью английского миссионера и родилась в Майнце или в Ингельхайме в день смерти Карла Великого, то есть в 814 году. В возрасте двенадцати лет она сошлась с монахом из монастыря в Фульде и отправилась с ним в паломничество на Афон, переодевшись в мужское платье. После продолжительных странствований, обучившись, в числе прочего, чтению и письму, она поселилась в Риме, где стала сначала нотариусом курии, затем кардиналом и, наконец, Папой Римским, но во время одной из процессий родила и после этого умерла, или была убита оскорбленными в религиозных чувствах участниками процессии. Сторонники легенды утверждают, что после этой истории каждый новоизбранный понтифик до Льва X проходил процедуру определения пола с помощью прорезного стула, известного как «навозное кресло»; в процедуру будто бы входило выражение «Наш господин-муж!». Достоверность рассказа о папе-женщине, повторявшегося с XIII века, впервые была оспорена в XV веке. Начиная с середины XVI века, мнение историков склоняется к вымышленности этого рассказа. Считается, что легенда возникла, вероятно, в насмешку над порнократией-периодом господства женщин при дворе папы, начиная с Иоанна Х до Иоанна XII (919-963). Подобное явление отмечено также при папе Александре VI Борджиа (1492-1503), который назначил на пост главного казначея (бухгалтера-аудитора) курии свою любовницу Джулию Фарнезе, а ее младший брат Алессандро Фарнезе, не имея духовного сана, в 1493 году, в возрасте 25 лет получил пост кардинал-казначея курии и одновременно епископа сразу трех епархий. Кроме того, он занял впоследствии (через двух пап) папский престол под именем Павла III (1534-1549). Первым писателем, узнавшим о легенде, был доминиканский хронист Жан де Майи, от которого другой доминиканец-Стефан де Бурбон (1180-1261)-позаимствовал ее для своей работы «О семи дарах Св. Духа». По его версии, предполагаемая папесса жила около 1104 года, имени же ее не указано. Согласно тексту, чрезвычайно талантливая женщина, одетая мужчиной, стала нотариусом в курии, затем кардиналом и, в конце концов, папой; однажды ей пришлось выезжать верхом на коне, и по этому поводу она разродилась сыном; потом ее привязали к конскому хвосту, таскали по городу, забросали камнями до смерти и похоронили там, где она умерла, надпись на ее могиле гласит: «О Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой». В ее правление, как добавляет легенда, появились четыре трехдневных поста («Четыре Времени», по три дня зимой, весной, летом и осенью), названные в ее честь папессиными постами. Однако Годфрид Буссерский, не сомневавшийся в реальности персонажа, помещает ее на 100 лет раньше. В записи медиоланской хроники за 784 год значится: «В год от Р. Х. 784 был папа Иоанн женщиной, и был он тевтонцем, и вследствие этого установлено, что более никто из тевтонцев не может быть папой». Другая версия, появившаяся в третьей редакции «Хроники пап и императоров» Мартина Поляка, возможно, вставлена самим автором, а не последующим переписчиком. Посредством этой очень популярной работы легенда наиболее распространилась в следующей форме: «После Льва IV (847-855) святой престол 2, 5 года занимал англичанин Иоанн из Майнца». Он был, как утверждается, женщиной. Еще в детстве эта женщина была привезена своим другом в Афины, в мужской одежде, и там показала такие успехи в учебе, что никто не мог с нею сравниться. Она прибыла в Рим, стала преподавать там науки и этим привлекла внимание ученых людей. Она пользовалась величайшим уважением за прекрасное поведение и эрудицию и в конце концов была избрана в папы. Забеременев от одного из своих верных слуг, она родила дитя во время шествия от собора св. Петра к Латерану, где-то между Колизеем и базиликой св. Климента. Она умерла почти в тот же момент, и говорят-похоронена на том самом месте. Теперь папы избегают этой дороги в своих процессиях; многие думают, что это из-за отвращения. Здесь впервые появляется имя «Иоанна», которое и сейчас приписывают папессе. Мартин Поляк жил при курии в качестве папского капеллана и пенитенциария (ум. 1278), потому его папская история была широко читаема, и легенда получила всеобщее признание. Одна из рукописей его хроники повествует о судьбе папессы иначе: после родов Иоанна была тотчас низложена и отбывала епитимью много лет. Ее сын, как добавляется, стал епископом Остии и похоронил ее после смерти. Последующие хронисты дали папессе и девичье имя: одни зовут ее Агнессой, другие Гильбертой. Еще более далекие вариации находятся в работах разных хронистов, например, в «Мецской универсальной хронике», написанной около 1255 года, и в позднейших редакциях книги XII века «Чудеса города Рима». По последней, папессе было видение, где предлагалось выбрать либо временное бесчестие, либо вечную кару; она предпочла последнее и умерла при родах посреди улицы. Ранние рукописи хроники Мариана Скотта не содержат известного фрагмента о папессе (под 854 годом), и в издании Monumenta Germaniae Historica он отсутствует. То же относится к Liber Pontificalis, хронике Сигеберта из Жамблу, Оттона Фрейзингского и Готфрида Витербоского. В XIV-XV веках папесса считалась историческим персонажем, чье существование никто не подвергал сомнению. Она заняла место среди резных бюстов, стоявших в кафедральном соборе Сиены. По требованию Климента VIII она была переделана в папу Захария. Ян Гус, защищая свою доктрину перед Констанцским Собором, ссылался на папессу, и никто не предложил оспорить факт ее существования: «Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина… Церковь должна быть безупречна и незапятнанна, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребенка?». Ни один из 22 кардиналов, 49 епископов и 272 богословов, присутствовавших на заседаниях Констанцского собора, не протестовал против этой ссылки, подтвердив своим молчанием существование этой легендарной личности, что, однако, доказательством служить не может. При этом папесса отсутствует в «Книге понтификов» и среди папских портретов в соборе св. Павла вне стен в Риме. В XV веке некоторые ученые, такие как Платина, указывали на бездоказательность рассказа о папессе. С XVI века католические историки начали отрицать существование папессы: например, Онофрио Панвинио, Авентин, Иоганн, Бароний и другие. Некоторые протестанты, например, историк Давид Блондель и Готфрид Лейбниц, тоже признавали, что папесса никогда не существовала. Многие протестанты, однако, использовали этот сюжет в своих атаках на папство. Даже в XIX веке, когда несостоятельность легенды была определена всеми серьезными историками, некоторые из протестантов пытались, движимые антиримским настроением, доказать историчность папессы. Даже Карл Август Газе не смог удержаться от язвительного замечания по этому поводу. «Петр, отец отцов! Да явится рожденное паписсой». Стефан де Бурбон приводит другой текст: «Помилуй, отец отцов, явление рожденного паписсой». Chronica Minor XIII века, а также Flores Temporum (1290) и историк Дитрих Энгельхус приводят третий вариант: «Папа, отец отцов, да откроется рожденное паписсой». Известен еще один вариант, происхождение которого неясно: «Папа, отец отцов! Родила паписса папенка». Ни один современный ей исторический источник-среди всех историй папства-ничего о ней не знает; более того, нет ни единого упоминания о ней до середины XIII века. Нельзя представить, что появление «папессы», будь оно историческим фактом, оказалось упущенным из виду всеми источниками X-XIII веков. В современной истории папства нет периода, куда эта легендарная фигура могла бы поместиться. Между Львом IV и Бенедиктом III, куда ее помещает Мартин Поляк, она вставлена быть не может, поскольку Лев IV умер 17 июля 855 года, и сразу же после его смерти духовенством и римским народом был избран Бенедикт III; но из-за появления антипапы в лице снятого с должности кардинала Анастасия он не был рукоположен до 29 сентября. Существуют монеты, изображающие Бенедикта III с императором Лотарем, который умер 28 сентября 855 года; следовательно, Бенедикт был признан в качестве папы до этой даты. 7 октября 855 года Бенедикт III написал грамоту Корвейскому аббатству (Сев. Германия). Гинкмар, архиепископ Реймса, известил Николая I, что посланник, которого он направлял ко Льву IV, узнал по дороге о смерти этого папы, и поэтому вручил свою петицию Бенедикту III, который и принял по ней решение. Все эти свидетельства доказывают верность дат, указанных для Льва IV и Бенедикта III-между ними не было интервала, так что не было и места для папессы. Еще менее вероятно, что папесса могла бы быть помещена в списке пап около 1100 года, между Виктором III (1087) и Урбаном II (1088-1099) или перед Пасхалием II (1099-1110), как предполагается в хронике Жана де Майи. Этот исторический период хорошо задокументирован. Сюжет о Римской папессе, видимо, имеет более раннего двойника в Константинополе. Действительно, в письме к Михаилу Керуларию (1053) Лев IX говорит, что не может поверить тому, что слышал, а именно, что Константинопольская Церковь видела евнухов, а то и женщин, на епископском престоле. Относительно происхождения всей легенды о папессе Иоанне предлагались разные гипотезы. Беллармин думает, что рассказ попал в Рим из Константинополя. Бароний предполагает, что сильно порицаемые женственные слабости папы Иоанна VIII (872-882) в отношениях с греками могли вырасти в эту легенду. Май показал, что Фотий Константинопольский трижды многозначительно называет этого папу не то «мужественным», не то «мужеподобным», как будто снимая с него клеймо женственности. Другие историки указывают на деградацию папства в X веке, когда многие папы носили имя Иоанн; потому такое имя, чувствуется, вполне подходит легендарной папессе. Так, Авентин видит в рассказе сатиру на Иоанна IX; Блондель-сатиру на Иоанна XI, Панвинио примеряет рассказ к Иоанну XII, тогда как Леандр понимает его как оценку пагубного влияния женщин на папство в X в. вообще. Прочие исследователи пытаются найти в различных происшествиях и сообщениях более определенную основу для происхождения легенды. Лев Аллатий связывает ее с лжепророчицей Феотой, осужденной на Синоде в Майнце (847); Лейбниц вспоминает историю о том, как Johannes Anglicus, якобы епископ, прибыл в Рим и там был признан женщиной. Легенду также связывали с лжеисидоровыми декреталиями. Объяснение Деллингера встречено гораздо большим одобрением. Он расценивает сюжет о папессе Иоанне как пережиток некоторых римских народных сказок, оригинально связавшийся с определенными древними памятниками и своеобразными обычаями. Древняя статуя, откопанная в правление Сикста V на улице возле Колизея-фигура с ребенком-была всенародно принята за изображение папессы. На той же улице был откопан памятник с надписью, оканчивающейся известной формулой «P.P.P.» («свои деньги положил») и с именем в начале, читающимся как: Papirius pater patrum. Это легко могло породить надпись, указанную Жаном де Майи. Также было замечено, что папа не ходит по этой улице во время торжественного шествия (возможно, по причине ее небольшой ширины). Далее обратили внимание, что при формальной инаугурации перед Латеранским собором новоизбранный папа уселся на мраморное кресло с дырой посередине. Это кресло представляло собой древнее сиденье от туалета, каких было много в Риме; иногда оно использовалось папой для отдыха. Но простонародное воображение увидело в этом знак, что таким образом будто бы проверяют пол папы, в целях впредь предотвратить попадание женщины на престол св. Петра. Бертран Рассел в «Истории западной философии» указывает на то, что в основу легенды легла история Мароции, дочери римского сенатора Теофилакта, из рода графов Тускулума, являвшихся в начале X века наиболее влиятельными римлянами, в роде которых титул папы стал почти наследственным. Мароция сменила нескольких мужей подряд и неведомое количество любовников. Одного из любовников она сделала папой под именем Сергия III (904-911). Сын ее от этой связи был папой Иоанном XI (931-936); внуком ее был Иоанн XII (955-964), который стал папой в 18-летнем возрасте и своей беспутной жизнью и оргиями, местом которых стал вскоре Латеранский дворец, окончательно подорвал авторитет папства. Сюжет о папессе Иоанне был неоднократно разработан в мировой литературе. Он привлек внимание и А. С. Пушкина, который предположительно в 1835 году написал наброски сюжета к пьесе «Папесса Иоанна» в трех действиях. Эти наброски были на французском языке. В качестве основного мотива поэт подчеркивал «страсть к знаниям», в результате которой Иоанна, дочь простого ремесленника, убегает из дома учиться в университете, защищает диссертацию и становится доктором. Впоследствии она становится настоятелем монастыря, где вводит строгий устав, вызывающий жалобы монахов; затем она попадает в Рим и становится кардиналом, но, когда после смерти папы ее избирают на папский престол, она начинает скучать. В третьем действии появляется испанский посланник, ее старый товарищ по учебе, который грозит ей разоблачением; она становится его любовницей и умирает во время родов, согласно традиционной легенде. Таким образом, предполагавшееся произведение примыкало к серии драматических замыслов Пушкина середины 1830-х годов, рисующих человека низкого происхождения, который пробивает себе дорогу в феодальном обществе. В начало жизненного пути будущей папессы Пушкин включил диалог с «демоном знания»; завершив план, он сделал такую заметку (по-французски): «Если это драма, она слишком будет напоминать Фауста-лучше сделать из этого поэму в стиле Кристабель или же в октавах». Не исключено, что Пушкин разочаровался в своем замысле или счел, что этот текст не может рассчитывать на публикацию по цензурным причинам; возможно, однако, что он просто не успел его осуществить до своей смерти.