The Haunting  The Haunting  The Haunting  The Haunting  The Haunting  The Haunting  The Haunting  The Haunting  The Haunting  The Haunting  The Haunting  The Haunting


The Haunting

«ЛОГОВО ДЬЯВОЛА»
(The Haunting)

США, 1999, 112 мин., «Dream Works/Amblin»
Режиссер и продюсер Ян Де Бонт, композитор Джерри Голдсмит, продюсеры Стивен Спилберг и Самюэль Аркофф
В ролях Лайам Нисон, Кэтрин Зита-Джонс, Лили Тейлор, Оуэн Уилсон, Брюс Дерн

Для эксперимента набирается группа людей, страдающих бессонницей. Его организатор-доктор Дэвид Марроу, изучающий проблемы страха. Он скрывает истинную цель эксперимента от его участников, замаскировав ее под «изучение бессонницы». Две девушки-Элеанора и Теодора, а также молодой человек Люк встречаются в шикарном готическом замке, находящемся вдали от города. К ним присоединяется сам Дэвид. Вскоре постояльцев начинают преследовать различные шумы и видения. Дэвид не может дать этому никаких разумных объяснений. Элеанора обнаруживает в кабинете бывшего владельца замка Фила Крейна книгу учета рабочих его фабрики, из которой следует, что на ней трудились дети 10-12 лет. Она узнает, что Фил Крейн очень хотел иметь ребенка, но его жена систематически рожала мертвецов. Тогда, чтобы создать атмосферу, напоминающую ему о счастливых моментах детства, он приводит домой детей с фабрики и запирает их в комнатах. Они томились там до тех пор, пока не умирали. Элеанора рассказывает обо всем другим участникам эксперимента, а также доктору Марроу. Тот признается, что на самом деле они принимают участие в эксперименте по изучению страха. Но дело зашло слишком далеко, и постояльцев, не имеющих возможности покинуть замок, начинают преследовать злые духи. Элеанора выясняет, что супруга Фила Крейна была ее бабушкой и хочет остаться здесь. Чтобы освободить души детей, томящихся в замке, она приносит себя в жертву, и дух свирепого Фила Крейна попадает в ад. Люк также погибает, а в живых остаются только Дэвид и Теодора…
По отношению к оригиналу сценарий значительно изменен. Там персонаж Теодоры был экстрасенсом, поэтому мог предвидеть, когда и что в доме произойдет. Здесь же все персонажи выглядят скептиками и циниками. Смешно смотреть, как молодых и здоровых американцев собирают в шикарном историческом замке, платят по 900 долларов в неделю, кормят как на убой, поят вином из хрустальных бокалов, селят в огромных роскошных апартаментах, а у них не возникает абсолютно никаких не то, что подозрений, а даже вопросов. Они удовлетворяются пустой «сказочкой» доктора о моделировании эксперимента, который почему-то обязательно должен проходить в королевском замке. Ян Де Бонт абсолютно не умеет снимать фильмы ужасов-с таким же успехом Уэс Крейвен мог бы снимать комедии (надеюсь, понятно, как в них было бы «смешно»). Недаром, режиссер долгое время работал оператором над такими картинами, как «Паранойя» (1967), «Куджо» (1983), «Плоть и кровь» (1985), «Алмаз Нила» (1985), «Клан пещерного медведя» (1986), «Крепкий орешек» (1988), «Черный дождь» (1989), «Охота за Красным октябрем» (1990), «Основной инстинкт» (1992), «Смертельное оружие-3» (1993). Все сделано очень профессионально, стильно, шикарно, дорогостояще, но, хоть убей-не страшно. Просто не укладывается в сознании то, что в этом роскошном замке могут водиться злые призраки. И не спасают никакие феноменальные спецэффекты, сделанные такими «монстрами», как «ILM», «KNB» и Фил Типпетт («Звездные войны», 1977; «Пираньи», 1978; «Империя наносит ответный удар», 1980; «Убийца драконов», 1981; «Возвращение джедая», 1983; «Приключения Эвоков», 1984; «Индиана Джонс и храм судьбы», 1984; «Золотой ребенок», 1986; «Утенок Говард», 1986; «Дом-2», 1987; «Робот-полицейский», 1987; «Уиллоу», 1988; «Яицеголовые», 1993; «Сердце дракона», 1996; «Звездный десант», 1997; «Мой любимый марсианин», 1999). Если в фильме Роберта Уайза заложена идея, что человеческая личность может быть источником проявления телекинеза, который и становится причиной событий, разворачивающихся в доме, то версия Яна Де Бонта не оставляет сомнений в том, что причиной всего кошмара является сверхъестественная неконтролируемая сила. Художник Евгений Дзанетти («Коматозники», 1990; «Последний киногерой», 1993; «К чему приводят мечты», 1998) получил «Оскар» за оформление готического замка, находящегося в Англии и принадлежащего университету Эвансвилля. Некоторые декорации были сооружены в ангаре, где находился Spruce Goose, огромный аэроплан, построенный Ховардом Хьюзом. Картина была «обласкана» номинациями на анти-премию «Razzie»: за худшую режиссуру, сценарий, экранный дуэт (Кэтрин Зита-Джонс и Лили Тейлор), актрису (Зита-Джонс, также за роль в картине «Западня», 1999) и как худший фильм года. При бюджете в 80 миллионов долларов фильм в мировом прокате собрал 178 миллионов. Оценка 3 балла.