Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho  Psycho

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Psycho

«ПСИХОЗ»
(Psycho)

США, 1960, 109 мин., ч/б, «Paramount»
Режиссер и продюсер Альфред Хичкок, композитор Бернар Эррманн, сценарист Роберт Блох
В ролях Энтони Перкинс, Джанет Ли, Вера Маилс, Джон Гавин, Мартин Балсам, Джон Макинтаир

Феникс, штат Аризона, пятница 11 декабря. Встретив своего возлюбленного Сэма Лумиса в отеле и проведя вместе с ним час, молодая Марион Крейн заявляет ему, что это последний раз, когда она встречается с ним так скрытно. Она хочет, чтобы они поженились. Но Сэм не может себе этого позволить из-за финансовых проблем, которые ему нужно решить. Марион возвращается на свое рабочее место, в агентство недвижимости. По поручению своего патрона она должна отнести в банк, прямо перед закрытием на уик-энд, 40 тысяч долларов наличными, которые только что принес клиент для коммерческой сделки. Марион решает украсть деньги и встретиться с Сэмом в Калифорнии. По дороге она спит в своей машине на обочине шоссе всю ночь и этим привлекает внимание полицейского. Из-за него ей приходится поменять свою машину на другую у торговца подержанными автомобилями. Из-за усталости, дождя и наступившей ночи, Марион останавливается в маленьком мотеле. Сейчас он постоянно пуст, так как главная дорога идет окружным путем. Марион встречается с управляющим мотеля, Норманом Бейтсом, молодым человеком, который выглядит одиноким и предлагает ей разделить с ним ужин. Позднее Марион слышит разговор между Норманом и его матерью, которая упрекает его за то, что он пригласил молодую незнакомую девушку. Во время ужина Норман рассказывает Марион о своей страсти к чучелам. Он собственноручно набил соломой чучела птиц, которые украшают стены его маленькой комнаты. Норман говорит Марион, что он пленник в своей собственной западне, из которой не может вырваться. Норман также рассказывает девушке о своей матери, которая воспитывала его после смерти отца. Она перенесла трагическую гибель своего любовника и с тех пор подвержена психическим срывам. Когда Марион попыталась вставить слово в монолог, тот воспринял это очень болезненно, и она решает прекратить беседу. Она говорит Норману, что завтра ей нужно возвратиться в Феникс, чтобы уладить неприятности, в которые она попала. Марион возвращается в свою комнату. В отверстие в стене Норман наблюдает, как она раздевается, а потом возвращается в дом, расположенный позади мотеля, где он живет вместе со своей матерью. Марион в своей комнате считает деньги и идет принимать душ. Вдруг женский силуэт появляется за занавесом душа и наносит ей несколько ударов ножом, после чего исчезает. Несколько мгновений спустя слышно, как Норман кричит из дома: «Боже мой! Мама, это кровь!». Он заходит в ванную комнату, тщательно убирает там, смывая всю кровь, оборачивает труп в занавес, собирает все вещи Марион. Не заметив банкнот, завернутых в газету, он складывает все в машину молодой девушки, после чего топит ее в близлежащем болоте. Вскоре обеспокоенная отсутствием своей сестры, Лила Крейн, отправляется в магазин Сэма, думая, что Марион находится вместе с ним. За ней идет частный детектив Милтон Арбогаст, расследующий кражу 40 тысяч долларов из агентства недвижимости. Он говорит Сэму и Лиле, что патрон Марион хочет уладить дело полюбовно, не вводя в курс дела полицию. Он убежден, что Марион находится где-то рядом. Непродолжительные поиски приводят детектива в мотель Бейтса. Сначала Арбогаст не находит ничего особенного в том, что Марион провела ночь в мотеле. Но когда детектив просит Нормана о встрече с его матерью, тот категорически отказывается. Арбогаст по телефону сообщает о результатах своих поисков Сэму и Лиле. Он считает, что здесь что-то «нечисто» и возвращается в мотель. Он входит в дом, поднимается по лестнице и его поражает кинжалом неизвестный. Лила и Сэм обеспокоены долгим отсутствием новостей от детектива. Сэм возвращается в мотель, в сумерках не видя стоящего Бейтса около болота, которое поглощает машину Арбогаста. Сэм с Лилой встречаются с местным шерифом Чамберсом, который расскахывает им, что мать Бейтса умерла десять лет назад. Она покончила жизнь самоубийством после того, как отравила из-за ревности своего любовника. Норман с тех пор живет в мотеле один как отшельник. Однако Сэм убежден, что видел силуэт женщины в окне дома. В это время Норман несет в подвал на руках свою мать. На следующий день Лила и Сэм, подозревающие что Норман забрал деньги Марион, возвращаются в мотель и снимают там комнату. В то время, как Сэм отвлекает Нормана разговорами, Лила осматривает комнаты, думая, что Марион может находиться там в качестве пленницы. Потом она проникает в дом. Она поднимается по лестнице, осматривает пустую комнату миссис Бейтс и детскую комнату Нормана. Вдруг поняв, в чем состоит замысел Сэма, Норман бросается в дом. Он поднимается туда. Лила видит его через щель в двери и пытается спрятаться в подвале, где обнаруживает женщину, неподвижно сидящую спиной к ней в кресле. Лила прикасается к ее плечу, кресло поворачивается. Лила оказывается лицом к лицу с ужасной мумией женщины. Лила кричит. В этот момент женский силуэт проскальзывает в подвал с ножом в руке. Появляется Сэм и сбивает нападавшего, которым оказывается Бейтс, переодетый в женщину. После его ареста психиатр объясняет этот случай Лиле, Сэму и следователю. Дело в том, что, убив из ревности свою мать и ее любовника, Норман попытался найти себе оправдание, став своей матерью. Моментами отождествляя себя с ней, он причинял страдания молодым женщинам. И Марион была отнюдь не первой жертвой, к которой он мог испытывать ревность. Наличие двух личностей-своей и своей матери-в своем мозгу провоцировало интенсивные конфликты, которые заканчивались победой более сильной личности. Например, сегодня Норман полностью находится под влиянием своей матери. Вскоре полицейские находят машину Марион, всплывшую на поверхность болота…
Съемки картины заняли 36 дней в декабре 1959 и январе 1960 года. Студия настаивала, чтобы картина была снята в стиле, близком к телевизионному, поэтому картине присущи три главные составляющие телевидения того времени: скорость, реализм и документальный аспект. Весьма сомнительным выглядело приглашение на главную роль Энтони Перкинса, так как в книге Роберта Блоха Бейтс выглядел тучным мужчиной, типа Рода Стайгера. В работе над фильмом принимал участие ставший позже знаменитым художник-декоратор Сол Басс («Вокруг света за 80 дней», 1956; «Головокружение», 1958; «Анатомия убийства», 1958; «С севера на северо-запад», 1959; «Спартак», 1960; «Вестсайдская история», 1961; «Этот безумный, безумный, безумный мир», 1963; «Банни Лейк исчезает», 1965; «Секунды», 1966; «Чужой», 1979; «Человеческий фактор», 1980; «Война семейки Роуз», 1989; «Хорошие парни», 1990; «Мыс страха», 1991; «Век невинности», 1993; «Казино», 1995), поставивший картины «Ищущий глаз» (1964), «Фаза-4» (1974), «Солнечный фильм» (1981). Идея сцены в душе принадлежит именно ему. Во время съемок Хичкок не хотел снимать ее и даже отказал Бассу в партнерстве. Когда сцена стала самой знаменитой из всего творчества мэтра, тому пришлось признать авторство Басса. Создатели фильма не верили в его успех и до самого выхода на большой экран очень переживали и нервничали. На крайний случай, считали они, хоть имя Альфреда Хичкока сможет привлечь публику в первые две-три недели, чтобы окупить затраты на фильм. Бешеный успех картины был для них весьма неожиданным. Главная оригинальность фильма лежит в драматической структуре: неожиданно, спустя 50 минут фильма, насильственной смертью погибает главная героиня. Кстати, именно поэтому Альфред Хичкок заинтересовался романом Блоха. После этой смерти публика, которая только более-менее разобралась в героине, оказывается в неопределенном состоянии, в растерянности, что было не принято в кино того времени. Эта смерть имеет определенную связь между виновностью, весьма относительной и незначительной, Марион Крейн и виновностью Нормана Бейтса, более серьезной и существенной, которая порождена его глубокой моральной травмой. В первых рецензиях картину сравнивали с «Адом» Данте: «Круги становятся все более узкими и погружаются на все большую глубину». Так виновность Марион поглощается более тяжкой виной Бейтса. Мотель Бейтса-место смерти, но также это место снятия покрова с человеческих душ. С этой точки зрения главная сцена-это разговор между Марион и Бейтсом среди чучел птиц. В начале этой сцены Марион выглядит уверенной и свободной, она еще может без проблем вернуться назад, но постепенно ее поглощает пучина, и в конце разговора ее участь предрешена. Подражатели мэтра и знаменитой сцены в душе, в частности, всегда забывают самую главную деталь: то, что не показывается в кадре всегда сильнее воздействует на нервы зрителей, чем то, что они видят на экранах. В интервью Франсуа Трюффо в 1966 году Альфред Хичкок говорил: «В этом фильме меня не интересовали ни сюжет, ни персонажи. Прежде всего, меня интересовал монтаж различных кусков фильма, операторская работа и звуковое сопровождение, короче говоря, все то, что именуется технической стороной картины. Не послание, заложенное в фильме, должно заинтриговать зрителя. Не исполнительское мастерство актеров должно взволновать зрителя. Не сюжет должен увлекать зрителя. Все, что должно привлечь внимание зрителя-это просто сам фильм. Фильм, как он есть. Если зритель не может оторвать глаз от экрана и подумать о том, что я упомянул выше, то я считаю, что моя цель достигнута». Построенный на студии мотель Бейтса обошелся студии всего в 15 тысяч долларов. На роль Марион претендовали Лана Тернер («Приключения Марко Поло», 1938; «Доктор Джекилл и мистер Хайд», 1941; «Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Марта Хайер, Ширли Джонс и Пайпер Лори («Принц, который был вором», 1951; «Опасное поручение», 1954; «Кэрри», 1976; «Возвращение в Оз», 1985; «Дети меньшего Бога», 1986; «Твин Пикс», 1990; «Травма», 1993; «Факультет», 1998), но скромный бюджет не позволил пригласить на эту роль известную актрису. Пришлось обойтись малоизвестными Джанет Ли и Энтони Перкинсом. Роман Роберта Блоха 1959 года основан на реальной истории 1957 года, происшедшей в штате Висконсин, где 51-летний фермер Эд Гейн снимал кожу с молодых женщин. Знаменитый убийца Эд Гейн также послужил прообразом Буффало Билла из картины «Молчание ягнят» (1991), а также безумного убийцы из фильма «Техасская резня бензопилой» (1974). Альфред Хичкок выкупил права на экранизацию у Блоха анонимно за 9 тысяч долларов. А затем скупил множество копий книги, чтобы сохранить конец картины в секрете. Картина снималась в черно-белом варианте, потому что Хичкок думал, что она слишком кровавая для цветного изображения. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую актрису второго плана (Джанет Ли), режиссуру, художественное оформление и операторскую работу. Джанет Ли получила «Золотой глобус» как лучшая актриса второго плана. В 1992 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Для 45-секундной сцены в душе понадобилось 70 постановок камеры, 90 монтажных склеек и 7 дней съемок. Кровь на самом деле имитировал шоколадный соус. Для звуков нанесенных ударов Хичкок использовал нож, врезающийся в дыню, что стало стандартом для фильмов ужасов в будущем. Мало того, что Альфред Хичкок запретил показ картины критикам до дня ее выхода на широкие экраны, он сделал самый громкий в своей карьере рекламный ход. Он строго-настрого запретил владельцам кинотеатров впускать опоздавших зрителей после того, как фильм начался демонстрироваться. Хичкок объяснял это тем, что структура фильма настолько едина, что не позволяет начать смотреть фильм с 10 или 15 минуты. Все было настолько серьезно, что «Paramount» наняла специальных охранников в униформе, которые следили за выполнением владельцами кинотеатров этого требования. Бюджет картины составил всего 800 тысяч долларов, а Хичкок использовал съемочную группу, с которой работал для телевидения, чтобы съэкономить деньги. В мировом прокате картина собрала 50 миллионов и еще 11, 2 миллиона выручила за право использования на территории США. После выхода картины на экран Хичкок получил письмо от одного мужчины, в котором тот писал, что после выхода на экран картины «Дьявольские души» (1955) его жена стала бояться мыться в ванне, а после его фильма стала избегать и душевой. На что Альфред Хичкок ответил: «Пошлите ее в чистку!».