Для
эксперимента набирается группа людей, страдающих бессонницей. Его организатор-доктор
Дэвид Марроу, изучающий проблемы страха. Он скрывает истинную цель эксперимента
от его участников, замаскировав ее под «изучение бессонницы». Две девушки-Элеанора
и Теодора, а также молодой человек Люк встречаются в шикарном готическом
замке, находящемся вдали от города. К ним присоединяется сам Дэвид. Вскоре
постояльцев начинают преследовать различные шумы и видения. Дэвид не может
дать этому никаких разумных объяснений. Элеанора обнаруживает в кабинете
бывшего владельца замка Фила Крейна книгу учета рабочих его фабрики, из
которой следует, что на ней трудились дети 10-12 лет. Она узнает, что
Фил Крейн очень хотел иметь ребенка, но его жена систематически рожала
мертвецов. Тогда, чтобы создать атмосферу, напоминающую ему о счастливых
моментах детства, он приводит домой детей с фабрики и запирает их в комнатах.
Они томились там до тех пор, пока не умирали. Элеанора рассказывает обо
всем другим участникам эксперимента, а также доктору Марроу. Тот признается,
что на самом деле они принимают участие в эксперименте по изучению страха.
Но дело зашло слишком далеко, и постояльцев, не имеющих возможности покинуть
замок, начинают преследовать злые духи. Элеанора выясняет, что супруга
Фила Крейна была ее бабушкой и хочет остаться здесь. Чтобы освободить
души детей, томящихся в замке, она приносит себя в жертву, и дух свирепого
Фила Крейна попадает в ад. Люк также погибает, а в живых остаются только
Дэвид и Теодора…
По отношению к оригиналу сценарий значительно изменен. Там персонаж Теодоры
был экстрасенсом, поэтому мог предвидеть, когда и что в доме произойдет.
Здесь же все персонажи выглядят скептиками и циниками. Смешно смотреть,
как молодых и здоровых американцев собирают в шикарном историческом замке,
платят по 900 долларов в неделю, кормят как на убой, поят вином из хрустальных
бокалов, селят в огромных роскошных апартаментах, а у них не возникает
абсолютно никаких не то, что подозрений, а даже вопросов. Они удовлетворяются
пустой «сказочкой» доктора о моделировании эксперимента, который почему-то
обязательно должен проходить в королевском замке. Ян Де Бонт абсолютно
не умеет снимать фильмы ужасов-с таким же успехом Уэс
Крейвен мог бы снимать комедии (надеюсь, понятно, как в них было бы
«смешно»). Недаром, режиссер долгое время работал оператором над такими
картинами, как «Паранойя» (1967),
«Куджо» (1983), «Плоть
и кровь» (1985), «Алмаз Нила»
(1985), «Клан пещерного
медведя» (1986), «Крепкий орешек»
(1988), «Черный дождь» (1989),
«Охота за Красным октябрем» (1990), «Основной
инстинкт» (1992), «Смертельное оружие-3»
(1993). Все сделано очень профессионально, стильно, шикарно, дорогостояще,
но, хоть убей-не страшно. Просто не укладывается в сознании то, что в
этом роскошном замке могут водиться злые призраки. И не спасают никакие
феноменальные спецэффекты, сделанные такими «монстрами», как «ILM», «KNB»
и Фил Типпетт («Звездные
войны», 1977; «Пираньи», 1978;
«Империя наносит ответный
удар», 1980; «Убийца драконов»,
1981; «Возвращение джедая»,
1983; «Приключения Эвоков», 1984; «Индиана
Джонс и храм судьбы», 1984; «Золотой ребенок»,
1986; «Утенок Говард», 1986; «Дом-2»,
1987; «Робот-полицейский», 1987;
«Уиллоу», 1988; «Яицеголовые»,
1993; «Сердце дракона», 1996;
«Звездный десант», 1997;
«Мой любимый марсианин», 1999).
Если в фильме Роберта Уайза
заложена идея, что человеческая личность может быть источником проявления
телекинеза, который и становится причиной событий, разворачивающихся в
доме, то версия Яна Де Бонта не оставляет сомнений в том, что причиной
всего кошмара является сверхъестественная неконтролируемая сила. Художник
Евгений Дзанетти («Коматозники», 1990; «Последний
киногерой», 1993; «К
чему приводят мечты», 1998) получил «Оскар» за оформление готического
замка, находящегося в Англии и принадлежащего университету Эвансвилля.
Некоторые декорации были сооружены в ангаре, где находился Spruce Goose,
огромный аэроплан, построенный Ховардом Хьюзом. Картина была «обласкана»
номинациями на анти-премию «Razzie»: за худшую режиссуру, сценарий, экранный
дуэт (Кэтрин Зита-Джонс и Лили Тейлор), актрису (Зита-Джонс, также за
роль в картине «Западня», 1999)
и как худший фильм года. При бюджете в 80 миллионов долларов фильм в мировом
прокате собрал 178 миллионов.